"Мастино должны иметь голову большую и крупную, шею, составляющую почти треть тела, пасть большую и широкую, большие нависающие брови, крупные свисающие уши, красные, блестящие и живые глаза; мастино должны громко и сердито лаять, иметь широкую грудь, широкие плечи, длинные суставы конечностей, крупные ноги и когти".
Дж. Содерини, 16 век.
"Мастино, полагаясь на собственную силу, презирает опасность и никогда не нападает из засады; атакует прямо и без колебаний; валит противника и пригвождает к земле, не причиняя вреда, если жертва не оказывает сопротивления.
Такая собака великодушна с детьми и маленькими животными, попусту не затевает ссор, но если ее провоцируют - горе неосторожному".
Терре, 19 век
Неаполитанский мастиф, или мастино, как его часто называют, родом из Неаполя. Он является, вероятнее всего, прямым потомком древних молосских собак, которые когда-то были завезены римлянами для участия в сражениях и травли на аренах Древнего Рима.
Мастино наполетано относится к группе крупных собак грубого и крепкого типа конституции, с мощным костяком, с короткой мордой, морщинистых, и выглядящих "ужасно", которые с древности использовались как в боях, так и для защиты человека и его имущества.
Этот тип собак по упоминаниям в доисторических находках, древних античных работах и писаниях существовал самое меньшее 5000 лет назад.
На аренах колизеев в Древнем Риме часто устраивались состязания "больших собак". На потеху публике, до последнего вздоха они сражались со львами, тиграми, быками и гладиаторами. Их упоминают Аристотель, Плутарх и другие. Древний римский писатель Колумелла еще в 1 веке н. э. упоминал об этой собаке: "она охраняет как днем, так и ночью, когда, будучи черной, она еще более ужасна. Не видно ее, так как схожа она с мраком, и потому, сокрытая им, она может совершенно безопасно приблизиться к непрошеному гостю. Предпочтительно, чтобы тело собаки было компактным, с большой головой, которая кажется главной ее частью, опущенными ушами, с черными или зелено-синими глазами, горящими страшным огнем, широкой мохнатой грудью, широкими плечами, толстыми лапами, коротким хвостом, твердыми мозолями и крючковатыми когтями на лапах. Таким должно быть строение наиболее ценимой собаки, предназначенной для службы.
Ее характер не должен быть ни слишком кротким, ни свирепым или жестоким, потому что в первом случае собака была бы слишком мягкой по отношению к ворам, а в другом случае могла бы нападать даже на живущих в доме. Достаточно того, что она будет суровой и не игривой, так что иной раз сердито взглянет даже на своих собратьев, а в отношении нападающих всегда будет свирепа. Я счел нужным напомнить эти вещи, так как не только природа, но и воспитание формирует характер. Они находятся вблизи усадьбы или же непосредственно в доме, даже на малые расстояния не отходя от оного. Они прекрасно выполняют свой долг, когда хитро обнаруживают врага, пугают его лаем, не давая подойти, и внезапно нападают на того, кто пытается идти дальше".
От Вергилия мы знаем, что обычай купировать собакам уши и хвост был необходимой мерой предосторожности - хвост и уши являлись наиболее уязвимыми частями тела в битвах.
Происхождение названия "мастино" имеет несколько версий. По одной из них имя "мастино" произошло от латинского слова "masuetinus" ("укрощенный" или "послушный").
История мастино во многом основана на предположениях, старых легендах, различных произведениях искусства. Путь современного мастино очень долог. "Большие собаки", являющиеся предками нашего мастино, уже давно вымерли. Но еще в XIX веке мастино был распространенной рабочей собакой в Италии. Со временем из-за тяжелых экономических условий он сохранился лишь в богатых поместьях на юге страны.
В 1897 г. в Италии появилось описание пород собак. Его издал профессор сеньор Тецце из Неаполя. Его описание породы "мастино" является почти полным стандартом современного мастино наполетано. Но порода еще не была признана в Италии, не могла участвовать в выставках. Несмотря на попытки некоторых владельцев мастино зарегистрировать своих питомцев, порода по-прежнему оставалась непризнанной.
В середине XX века порода оказалась на грани исчезновения, но была спасена. Вскоре после окончания Второй мировой войны, 12 октября 1946 г., на первой выставке собак в Неаполе, 8 особей были представлены на внеконкурсном показе. Среди зрителей был Пьеро Сканциани, кинолог и собаковод, который считается "отцом" этой породы. Увиденная им собака по кличке Гуальоне покорила его до такой степени, что он написал: "Я узнал его сразу же: он был как бы одним из тех 100 боевых псов, привезенных в Рим Павлом Эмилием Македонским для участия в триумфальном шествии по случаю победы, одержанной при Пидне в 168 г. до н. э. над македонским царем Персеем.
Это был большой пес Эпира, сын ассирийцев, внук тибетцев, это Молосс с большой буквы. Гуальоне невозмутимо смотрел на меня своими глазами, в которых не было ни враждебности, ни подобострастия: взгляд того, кто дает, но не просит, созерцает".
Сеньору Сканциани после долгих переговоров с владельцем удалось приобрести Гуальоне и черную суку по кличке Пакиана для разведения. Он был тем человеком, который спас мастино наполетано от полного вымирания, добился признания породы Международной кинологической федерацией, создал общество любителей мастино наполетано (SAMN) и многое сделал для того, чтобы эта порода победным шествием обошла весь мир.
Друзья мастино наполетано всего мира благодарны Пьеро Сканциани за проделанную им титаническую сложнейшую работу. Он предоставил нам возможность испытывать удовольствие от общения с прекрасной древней собакой.
Заглядывая глубоко в глаза этой необыкновенной собаки, каждый из вас может почувствовать, что мастино наполетано наблюдает за историей человечества уже долгие-долгие тысячелетия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий