Шпицы - а именно к этой группе относятся кеесхонды - одна из древнейших пород собак, если не самая древняя.
Кеесхонды - наименее подвергшаяся искусственному отбору порода собак, сохранившая в целом "естественный" облик, вероятно, наиболее близкий к внешнему виду родоначальника породы.
Это собака среднего размера, внешний облик, которой формируется богатым шерстным покровом зонарно-серого "серебристого" окраса, квадратным форматом корпуса, выразительной скуластой головой со стоячими, некупированными ушами, Хвост высоко посажен, закручен в более или менее тугое кольцо.
Искусственная селекция кеесхондов велась, скорее всего, по рабочим качествам, поведенческим характеристикам и способности противостоять неблагоприятным погодным условием. При формировании экстерьера внимание, очевидно, уделялось, прежде всего, качеству шерсти, окрасу и в меньшей степени - длине шерстного покрова. Несмотря на характерную выразительность головы, ее форме селекционеры, видимо, придавали меньше значения.
Можно с большой уверенностью предположить, что лицевая часть черепа сохранилась практически без изменений по сравнению с начальным типом. Зубной аппарат имеет типичное для вида строение. кеесхонды сохранили оптимальный для вида размер, но иногда и среди них появляются собаки с ярко выраженными декоративными признаками: укороченной мордой и, как следствие этого, с нарушенным прикусом (перекусов, выпуклым лбом и выпученный с большими и круглыми глазами.
История появления в Европе кеесхондов, так же, как и шпицев, доподлинно не известна. Крепкий тип конституции, богатый подшерсток и густая шерсть, достаточно высокий уровень социализации и интеллекта шпицеобразных, в частности кеесхонда, предполагают самые различные условия становления породы. Так или иначе, собаки, по типу напоминающие шпица, в Европе появились очень давно.
В XVI-XVII веках в разных районах Европы разводили шпицев разных окрасов и размеров. Черные и коричневые шпицы: сторожили виноградники в Вюртемберге, большие белые были распространены в Померании и других провинциях, а маленькие шпицы стали домашними любимцами. Большие волчьего окраса, шпицы охраняли дома и лодки рыбаков. В Голландии их называли кеесхондами, в Германии по окрасу - вольф шпицами.
Предки кеесхонда не обладай импозантной внешностью, характерной для собак аристократии: бладхаундов, мопсов, борзых, не отличались ростом или силой мастифов, сенбернаров или какой-то особенностью поведения: быстрым бегом борзой, мертвой хваткой бульдога.
Они оставались и остаются по сей день где-то в стороне от амбициозных интересов большинства кинологов-профессионалов и любителей. На них не обращали внимания ни устроители собачьих боев, ни мясники Ротвайля, ни налоговый инспектор Л.Доберман. Им не строили камейных псарен, их не лечили светила медицины, не обменивали на дорогое оружие и рабов и не дарили венценосным особам. Они на протяжении веков жили рядом с домом человека, выполняя самые необходимее обязанности сторожа и пастушьей собаки.
Средние размеры и присущие породе поведенческие качества позволили кеесхондам стать "собакой на все случаи жизни". Рачительные хозяева не могли содержать собаку с "плохим поведением" или не способную выполнять работу. Это помогло сохранить породе отменное здоровье, способность адаптироваться к самым различным условиям содержания, высокий уровень обучаемости. кеесхондам и шпицам присущи такие качества, как стремление поднять человека, угадать желаемое подведение, сторожкость и преданность, стремление всегда быть рядом и одновременно оставаться не на виду, что так редко встречается в рядах собачьей аристократии. Вероятно, именно благодаря этим чертам характера шпицы пережили столетия, оставаясь рядом с человеком.
Демократически настроенные патриоты Голландии в 1781 году восстали против Вильгельма Оранского. Корнелиус де Гизеляр из Дордрехта был предводителем восставших патриотов. Он повсюду появлялся в сопровождении шпица, изображение которого стадо эмблемой Датской партии патриотов. Сторонники Оранского называли восставших "гезами" - безродными, бродягами, оборванцами. Гезом, а может быть, Кесом или Кисом звали и собаку Корнелиуса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий